Главное менюАвторизация
|
СамоуправлениеОписание модели ученического самоуправления Существующая сегодня в стране ситуация характеризует переход от авторитарного управления к демократическому, ломку прежних отношений и распад организационных структур по работе и объединению молодёжи. На стыке двух эпох главной становится проблема воспитания подрастающего поколения, тех, которому предстоит жить в новом тысячелетии. Никакие лозунги, увещевания, проповеди о праведности, призывы к духовности не будут убедительными, если не показать молодёжи пути реального достижения успеха способами, приемлемыми в моральном и этическом плане, если не научить детей достигать желаемого, сохраняя при этом себя, умея гибко противостоять жесткому и жестокому воздействию внешней среды. Деполизация школы, признанная сегодня грубейшей ошибкой, привела к упразднению пионерской и комсомольской организаций, ученического самоуправления. Отказ от воспитания как целенаправленной педагогической деятельности привёл к негативным социальным последствиям. Социализация по-прежнему остаётся обязательным условием воспитания: ребята сплачиваются, собираются вместе, организуются. И если такое объединение не направят педагоги, оно может приобрести асоциальные, разрушительные черты. Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а, если необходимо приходить к компромиссам, были творчески активными, инициативными, самостоятельными. Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания. Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к изменяющимся жизненным условиям. Самоуправление способствует личному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности, раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и страны. В Законе РФ «Об образовании» нашла место идея демократизации школы. В соответствие с Законом, управление образовательными учреждениями должно строиться на принципах единоначалия и самоуправления. Цели и задачиЦель: Реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением Задачи школьного самоуправления: - предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса; - активизировать самостоятельную деятельность учащихся в рамках плана воспитательной работы; - участвовать в конкурсах района и области; - контролировать соблюдение Устава школы учащимися; - развивать инициативу, толерантность, коммуникабельность; - сделать школьную жизнь интересной и увлекательной; - развивать индивидуальные качества ребят через различные формы внеклассной деятельности; - развивать инициативу и творчество ребят в процессе коллективных дел; - создавать условия, способствующие развитию личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе; - сформировать умения самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу. Наше понимание самоуправленияСами проводим спортивно-оздоровительные мероприятия, ведем здоровый образ жизни. Активная жизненная позиция. Максимум усилий для нового начинания. Организуем дежурство в классе, осуществляем его в школе. Участвуем в общешкольных благотворительных акциях. Представители класса входят в состав школьного совета самоуправления. Разрабатываем и реализуем социально-значимые проекты и дела. Активно участвуем в жизни школы, знаем свои права и обязанности. Взаимоотношения учитель-ученик, ученик-ученик на уровне сотрудничества. Лидер должен уметь не только руководить, но и подчиняться. Если трудно – советуемся со своими старшими товарищами, педагогами. Не только критикуем, но и предлагаем собственное решение. Ищем выход из любого положения. Если не удалось дело, нужно проанализировать ситуацию.
Ключевые принципы самоуправленияГлавные ценностные ориентиры организации самоуправления выражены словами: Содружество – мы формируем школьное сообщество как союз единомышленников, строим индивидуальную и коллективную деятельность на основе творческих устремлений детей и взрослых, стремимся к единству мнений по важнейшим вопросам жизни школы, стараемся решать все вопросы сообща. Творчество – Мы действуем по принципу «Вся радость жизни в творчестве». Творить, значит, убивать скуку и лень. Равенство – Мы все в ответе за себя и друг за друга. Можно выражать свое мнение, не ущемляя свободу и достоинство других. Инициативность – Мы предприимчивы, способны к самостоятельным активным поступкам. Во взаимоотношениях с другими мы более действуем сами, чем реагируем. Вступаем в контакт сами, а не ждем, когда другие вступят с нами в контакт. Мы проявляем инициативу по разным поводам в отношении людей. Жизнерадостность – Для нас источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно приносит удовлетворение. Схема органов ученического самоуправленияВысшим органом является общее собрание учащихся, конференция, которое собирается один раз в год в мае месяце, для решения всех вопросов жизни ученического коллектива:
Законодательным органом является Школьный Парламент, который собирается раз в неделю в течение всего учебного года. Функциями Школьного Парламента являются:
Самоуправление осуществляется через:
Свои решения Совет СТРИЖа передает в администрацию школы через заместителя директора по воспитательной работе. Уровни развития ученического самоуправления I уровень - ученическое самоуправление в классах. Все учащиеся школы являются членами классного коллектива, поэтому основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью, решаются в первичном коллективе. Все члены классного коллектива, согласно своим интересам, выбирают себе направление деятельности, которым собираются заниматься. Каждая группа выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из представителей составляется Совет класса. Все члены Совета по очереди исполняют роль председателя совета. Совет класса имеет сменный состав, чтобы каждый ученик мог испытать свои возможности, проявить инициативу в любой деятельности, и, чтобы не было возможности заболеть «звездной» болезнью. Совет класса отвечает: - за дела внутри класса, - за участие в общешкольных делах; - готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления. Высшим органом самоуправления в классе является Общее собрание класса, которое собирается раз в месяц, а при необходимости и чаще. На общем классном собрании: - планируется работа классного коллектива; - подводится итог работы за определенный промежуток времени; - выбираются два представителя класса в Большой Школьный Совет. В Большой Школьный Совет входят по два представителя от каждого класса: один командир (юнком или старком) и один избранный кандидат. Выборы проходят следующим образом: все желающие выдвигают свои кандидатуры и представляют свою программу. Затем все члены классного коллектива голосуют за тех, кого считают достойными. Набравшие большинство голосов получают право представлять класс в Большом Школьном Совете. На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с классным руководителем, который представляет интересы педагогического коллектива и классным родительским комитетом. Для решения наиболее важных вопросов собирается собрание учащихся, родителей и учителей-предметников, работающих в данном классе. В каждом классе есть командир и ответственные за направления деятельности. В составе классного совета командиров созданы следующие секторы: учебный, культурный, трудовой, спортивный, информационный, сектор правопорядка, сектор временных дел. Также осуществляется и шефская помощь. Классы, которые уже не первый год занимаются самоуправлением (9, 10, 11 классы), помогают младшим ученикам (5, 6-е классы) в организации их жизнедеятельности. II уровень - общешкольное ученическое самоуправление. Ученическое самоуправление в школе осуществляется через работу Большого Школьного Совета – это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе учащиеся, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами школы. Большой Школьный Совет собирается 1 раз в месяц. В состав Большого Школьного Совета входит по два представителя от каждого класса(5-10 классы), лидер детской организации «Заводилы», а также группа наиболее активных старшеклассников, образующих «Совет старшеклассников», представитель педагогической общественности. Функциями Большого Школьного Совета являются: - совместное с администрацией и педагогическим советом решение вопросов, затрагивающих интересы учащихся школы; - контроль за соблюдением имеющихся законов, традиций; - контроль выполнения принятых решений; - проведение вертикально-горизонтального анализа работы классов; - подготовка анализа и предложений на Управляющий Совет образовательного учреждения; - анализ работы комиссий. Протоколы Большого Школьного Совета ведет секретарь Совета. На первом в новом учебном году заседании выбирается председатель Большого Школьного Совета, назначаются руководители министерств. Параллельно с Большим Школьным Советом функционирует Совет детской организации «Заводилы». Функции и компетенции этих двух советов разграничены: совет ДО «Заводилы» контролирует и координирует работу детской организации. Однако оба эти органа являются равноправными партнерами в развитии школьного самоуправления. Высшим органом является общее собрание учащихся, конференция, которое собирается один раз в год в мае месяце, для решения всех вопросов жизни ученического коллектива: - утверждает устав и вносит в него изменения; - принимает программу деятельности на год; - рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе; - заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления; - формирует Большой Школьный Совет. Законодательным органом является Школьный Парламент, который собирается раз в неделю в течение всего учебного года. Функциями Школьного Парламента являются: - разработка проектов новых законов; - коллективное выдвижение идей по классам; - коллективное обсуждение и отбор приемлемых идей; - коллективное определение перспектив. Исполнительным органом является правительство, которое возглавляет - коллективное планирование и прогнозирование результатов; - выбор совета дела, распределение поручений; - подготовка дела, инструктаж и обучение исполнителей; - проведение дела; - коллективный анализ и оценка; Особой структурой, тесно взаимодействующей с Большим Школьным Советом, с Советом «Лидер», и с Советом ДО «Радуга», является «Совет одиннадцатиклассников», члены которого являются «ветеранами» ДО «Радуга», генераторами идей, но в силу своего статуса выпускника не имеют возможности активно работать в структурах самоуправления. На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с вожатой, заместителем директора по воспитательной работе, которые входят в состав Большого Школьного Совета и представителями попечительского совета. |